четверг, 3 января 2008 г.

Г.Д.*

Зоя, 1937 г.
Каждую весну, когда ветер вдруг доносит запах распускающегося леса, находят воспоминания. Было это так давно! Начало марта 1937-го года. В лесу еще лежит снег, дорога вся в ледяных корочках. Я иду устраиваться на мою первую работу после института. Полесская опытная станция состоит из нескольких одноэтажных каменных станций, вокруг лес. В окнах первого же этажа вижу лабораторное оборудование, по-видимому, здесь агрохимия, то, что мне и нужно, так тогда казалось. Устройство мое быстро состоялось, и я работаю, но не в агрохимии, а в микробиологии. Есть комната, большая, отдельная. Ночью в огромные окна светила луна, нечем завесить, и от нее было беспокойство. Начала переписку с домом и заводить знакомства здесь. Не покидало чувство оторванности от мира, одиночества, как в пустыне. Но это всегда по вечерам, после работы. Начала по вечерам заходить к симпатичной супружеской паре, вести какие-то разговоры. Среди участников их иногда появляется и директор этой станции - Г.Д. Его я знаю, заканчивал наш институт, но двумя годами раньше. В институте говорили, что он заслуженный участник гражданской войны. Позже, во время прогулок по лесу, узнаю, что шестнадцати лет попал в отряд Щорса. Родина - деревня на Черниговщине. Отец был жесток, а мать умерла от паралича сердца. Ушел из дома после ее смерти. Воевал где-то здесь в лесу, между Малином и Коростенем. Был свидетелем гибели Щорса. Участвовал в освобождении Киева от петлюровцев. Запомнился его рассказ о том, как стоял на путях зимою в карауле возле Киевского вокзала и больше всего боялся пронзительных тревожных паровозных гудков. Этот его рассказ я вспомнила недавно. Увидела концовку фильма "Дни Турбиных", там такой же солдатик в буденовке с растерянным изумленным взглядом. Он не женат. Одинок. В институте поговаривали о его романе с красавицей Януськой** (училась вместе со мною), но у нее был муж. На предложение выйти за меня замуж я решиться не могу. Я не хочу выходить замуж, где-то глубоко в подсознании живет это, не хочу "зав'язати собi свiт". А потом мои родители такие интеллигентные, образованные, они же несовместимы! И как они посмотрят на такую большую разницу в возрасте? И все же не это главное, что-то другое удерживало меня. Но вокруг цветет весна, в лесу черемуха, соловьи, и каждый вечер перед закатом тянет в лес, к прогулкам, беседам...
Полесская опытная станция
В августе, а может, в начале сентября, мама попросила меня приехать домой. Оказывается, за отцом приезжали ночью. Он был в отъезде. Вернулся и пошел сам узнать, и больше домой не пришел. Надо было ходить, выяснять, искать, то есть надо было мне быть дома. Приехала на станцию, рассказала о случившемся и попросила Г.Д. отпустить меня. Грустное сочувствие: да, конечно же, надо помочь матери. Но подождем до завтра, обдумаем. Может быть, не стоит оставлять работу здесь? На следующий день жду его возвращения из района у кабинета с заявлением. Всё же решила ехать домой. Скоро вечер, а кабинет всё закрыт. Рабочий день давно закончился. Иду по тротуарчику к его дому, есть ли свет в окнах? По пути останавливает милый человек, пожилой бухгалтер: "Девочка, не ходите, вернитесь". "Я жду Г.Д., у меня срочное дело". "Прошу вас, возвращайтесь!". Сердце замерло. Окна его квартиры настежь, на подоконниках книги и бумаги, а внутри мелькают знакомые фуражки. Синие с красным. На этом всё и закончилось. Пыталась найти, передать письмо, передачу, узнать хоть что-то. В Малине кричал на меня лейтенант НКВД: кто вы, что надо? У него здесь нет никого!

Уехала, не уволившись. Какое это имело значение? Уходила пешком уже по осеннему лесу до полустанка. В лесу было как никогда очень много грибов, но зачем они? И всё - зачем?
Спустя два месяца всё же нашла его и передачу передала. Он содержался в Новоград-Волынске. Теплые вещи собрала Януська, еду и письмо приготовила я. Взяли всё, но ответа я не дождалась и не знаю, был ли он. Надо было убраться из города до ночи, ведь это была погранзона, а пропуска у меня не было. Уж не помню, каким чудом я туда попала. Уходила окраинами, полями, лесом. Где-то меня подобрал шофер грузовика и велел лежать в кузове в соломе. Еще три года поисков, ожидания с постоянной болью в сердце, но ни весточки, ни следов. Лишь весною, когда ветер доносит запахи леса и черемухи, возникают воспоминания о моей первой работе.
_________________
* Уже после публикации книги нашлось письмо, в котором Зоя раскрывает личность Г.Д. Вот отрывок из этого письма:

Григорий Данилович Данько, 1902 года рождения, из деревни на Черниговщине (кажется, Дмитровки, но, может, я ошибаюсь). В 16 лет попал в отряд Щорса, воевал, был свидетелем гибели этого легендарного человека где-то в лесу под Коростенем. Далее участвовал в освобождении Киева от Петлюры. Много и интересно рассказывал нам об этих годах своей жизни. Затем учился, закончил в 1934-35 г.г. Житомирский сельскохозяйственный институт. Сразу по окончании был послан на партийную работу в Новоград-Волынский, а затем назначен директором Полесской с/х опытной станции в Малинском районе Житомирской области. Арестован НКВД в сентябре 1937 г. Семьи не было, видимо, не успел, так как было ему тогда 35 лет. Позже сотрудники станции узнали, что он отправлен в Новоград-Волынский Житомирской области по месту его первой послеинститутской работы, и больше о нем никаких сведений не поступало. Человек исключительно честный и порядочный, очень доброжелательный, скромный. Возможно, что у него были какие-то награды участника гражданской войны, но он об этом не рассказывал. В Житомире у него был младший брат Фёдор - студент пединститута, он пытался что-то узнавать о причинах ареста, писал, как и все, в Москву. Но всё было тщетно.

Записала З.В.Янушевич, работавшая на Полесской станции с марта по сентябрь 1937 г. и учившаяся в том же Житомирском с/х институте с 1933 по 1937 г.г.

Адрес Полесской Опытной станции: Житомирская обл., Малинский район, поселок Гранитное.


P.S. Передачу в Новоград-Волынский Г.Д. возила я – тогда это была пограничная зона, пропуска у меня не было, и риск был велик. Но это была молодость, романтика, отчасти и этот «подвиг» обошелся мне лишь исключением из комсомола. Мать моя об этом не знала, а сестра была еще маленькой.

По данным "Мемориала", расстрелян 7 декабря 1937 г.

** Януська - Янина Феликсовна Сас, 1915 года рожд., подруга Зои.

Комментариев нет: