четверг, 3 января 2008 г.

"Письма из Италии"

Зоя и Сандро (Alessandro Innocenti)

В предыдущей книжке мы уже упоминали две Зоины поездки в Италию на католическое Рождество. Их организовал Сандро, близкий и верный друг нашей семьи, уже давно живущий в Англии, но поддерживающий тесную связь со своими многочисленными родственниками и друзьями в городке Орбетелло, что на берегу Тирренского моря. Сандро очень любил Зою, называл "моя русская мама"...

Зоя, Италия, 26 декабря 1994 г.:

Зоя и Андреина в Колизее
Пришел старший брат Сандро и пригласил всю компанию на рождественский обед. Это брат и его семья: жена и три дочери, живут зажиточно и, видимо, дружно. Он специалист по мебели, краснодеревщик, а жена – цветущая итальянка, видимо, только домохозяйка. Обед был из многих блюд, и всё подавалось очень организованно. После обеда, уже в сумерках, пошли пешком до своего дома по берегу моря. Вечером опять рождественский ужин – уже с нашей милой хозяйкой Андреиной. Но я от всего отказалась и попросилась спать. А они все сидели долго, еще и ходили гулять по городу. И Женя с ними.

Утром собрались ехать в Пизу – Сандро, Женя, Новилия и я. Вокзал железной дороги довольно далеко, и туда мы подъехали на машине. Вел машину Сандро, и оставили ее на стоянке у вокзала, сели в поезд. Вагон теплый, чудный и почти пустой. Мы заняли отдельное купе, и я у окна, чтобы смотреть. Проезжали поля, сады, огороды и маленькие городки и селения. В отдалении всё время были видны горы, в синей дымке, очень живописные. Поля: пшеница, артишоки, цветная капуста. Сады из маслин, виноградники, но все участки очень большие, расположены вокруг усадеб, где живут фермеры. Всё очень ухоженное, чистое, но постройки каменные и, по-видимому, очень старинные. Ближе к Пизе поезд шел по берегу моря, а потом начались многочисленные тоннели. Проезжали такие известные названия, как Ливорно, разработки каррарского мрамора. Провинция эта называется Тоскана, главный город ее Флоренция. Ехали всего два часа. В Пизе у вокзала не могли дождаться такси (праздник!), сели в автобус, и он нас привез к воротам «чуда света». Мраморный комплекс двух церквей и Падающая башня -колокольня. Постройки поражают красотой, нельзя оторвать глаз. Они как из белого кружева, и архитектура церковная необычная, непривычная. Построено всё в XII веке из белого каррарского мрамора. Башня действительно наклонилась, и на нее нельзя подниматься. Но что-то там внизу укрепляют, чтобы сохранить. Весь ансамбль совершенно художественный и какой-то очень самобытный, ни на какие другие постройки не похожий. Внутри храма знаменитая икона Божьей Матери, перед нею горят свечи. И я поставила. Собор еще знаменит тем, что в нем висит «лампа Галилея», лампа со свечами и подсвечниками, давшая Галилею мысль о вращении земли. Вся территория обнесена стеною каменной и за нею видны еще купола храмов. На них, правда, у нас уже не хватило сил. Вокруг, через дорогу, бесконечные ларьки с сувенирами. Туристов очень много, и они раздражают, хотя и воспитанные, не в пример нашим. Больше всего японцев – с детьми, колясками, целые семьи их вокруг. Возвращались, было уже темно. Нашли машину у вокзала, там, где оставили. Завтра утром, 27 декабря 1994, едем в Ватикан.

Зоя в Ватикане
27 декабря (1994) утром Сандро объявил, что едем прямо в Ватикан. День был всё такой же солнечный, голубой. Дорога опять среди полей, ферм и городков, но уже на юг, к Риму. Ехали два часа. Уже издали возвышался купол собора Св.Петра. Он тоже легкий, как бы кружевной весь (творение Микеланджело). Перед ним, храмом, огромная площадь, окруженная полуциркулем колонн, наверху фигуры замученных святых христиан. Посредине площади – огромная ёлка, привезенная из Словакии, а рядом сделан вертеп, в нем фигурки персонажей, связанных с рождением младенца. Так как было утро, народа был не так много. Пошли внутрь собора, и тут для меня началось: он такой громадный, такой высокий купол изнутри и так много разных скульптур и росписей в приделах, что у меня сразу разболелась голова. Женя сказал, что я побледнела и что лучше мне осматривать всё на дворе. Я так и сделала, вышла и села на ступеньки, а они там еще ходили долго. Но я успела увидеть внутри знаменитую скульптуру Микеланджело «Пиета» и погладить ногу Св.Петра, сидящего сбоку зала (так принято, ее целуют или гладят, и она очень стерлась от этого). Город же подступил очень близко к этой площади. Садика папского мы не увидели, он где-то сзади, за сбором. И мне стало жаль Папу. Ведь он там затиснут. Как можно молиться в таком огромном соборе, подавляющем, не видеть ни неба, ни поля, ни леса? Никакой природы. А люди со всего света туда стекаются толпами, идут и идут, заполняют всю площадь. Опять много японцев с детьми и колясками и разных других народов. Это центр христианского мира. Сидела, ждала своих, вспоминала, как бомбили Исаакиевский собор в 1941 году (я там дежурила в ВИРе и всё это видела) и теперь думала: неужели Ватикан тогда ничего не сказал в защиту? А может, говорил, но не услышали, обезумели.

Разрядка для меня наступила, когда вся компания вышла, и мы уселись на камешках уже за оградой, возле обычного дома. Тут же была будочка, где продавалась всякая еда, и все подкреплялись возле нее, отдыхали. Вернулись уже в сумерках, и нас ждал ужин у Даниэлы, сестры Сандро. Все поехали к ней, но главная «сеньора» не явилась – это я. Осталась дома, устала, и рада была побыть одной, всё переварить. Горел камин и был открыт балкон с красивыми цветами. Утром обнаружила кастрюлю с вкусной едой, которую передала мне Даниэла…

Зоя в Колизее
29 декабря 1994 г.

С утра мы поехали в Рим и весь день посвятили Колизею. Такое огромное и страшное сооружение! Вскрыты нижние подпольные помещения, где томились жертвы в ожидании, стояли клетки со львами… Обошли его внутри и снаружи, потом сидели снаружи на камнях, отдыхали. А дальше пошли на горку, к Палатину, где тоже бесконечные развалины разных храмов, дворцов и арок триумфальных. Но я дошла только до половины
и где-то присела опять на камнях, а все поднимались вверх, к площади, где Марк Аврелий на коне (знаменитая статуя). Почти весь день провели около Колизея.

Зоя на раскопках этрусского поселения
недалеко от Орбетелло
Но чтобы всё понять и прочувствовать, надо иметь какое-то историческое описание, без книги и путеводителя не разобраться, и, главное, надо время. а не один день. Устала я очень, но спасало то, что с нами была машина, она стояла где-то в центре города, подальше, а до нее мы доезжали на метро, которое очень простое, без помпезных украшений и претензий, но очень удобное и, главное, неглубокой и с частыми станциями. На следующий день был наш отлет. Отвезла в аэропорт Андреина. Она замечательно водит машину в таком невероятно тесном, забитом транспортом, городе.